на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Государство Древнего Двуречья IV-III тысячелетия до н.э. Образование номовых государств
Купить за 600 руб.Введение
Изучение мифологии и общества Древнего Двуречья считается актуальным, так как на протяжении III тысячелетия до н.э., как отмечает С. Н. Крамер "шумеры выработали религиозные идеи и духовные концепции, которые оказали огромное влияние на современный мир, особенно через иудаизм, христианство и магометанство. На интеллектуальном уровне шумерские мыслители и святые отцы, в результате размышлений о происхождении и природе вселенной и её движущих силах, разработали космологию и теологию, которая была столь убедительна, что стала базовым кредо и догмой большей части Ближнего Востока".1В современной науке принято при описании древнего общества указывать на периоды, когда от земледелия отделилось ремесло и когда от ремесленников отделилось жречество. Но для Шумера такая схема не действует: уже в самых ранних пиктографических текстах из Урука и Джемдет-Насра существуют знаки для обозначения управленческих, жреческих, воинских и ремесленных должностей. Из этого следует заметить, что никто ни от кого не оделялся, и люди разного общественного предназначения жили в самые первые годы существования древнейшей цивилизации.
Изучая жизнь и характер общества погибшей цивилизации, невольно поражаешься тесной связи между политической жизнью шумерского народа и религиозной. Вся земля здесь, в конечном счете, принадлежала богам; царь, - вероятно, царь-жрец и военачальник в одном лице, - был лишь наместником богов. Никакого человеческого суда, перед которым он должен был нести ответственность, разумеется, не было. Существование института наместничества означало также, что уже возникла каста священнослужителей, специалистов, и их роль была настолько велика, что оправдывались расходы на обучение мастерству и знаниям. И в этом отношении Шумер также был зачинателем традиций - отсюда пошли пророки, предсказатели, мудрецы Востока.
Приблизительно за 15 веков своей истории Шумер сознал основы цивилизации в Месопотамии, подобно тому, как его предшественники в эпоху до цивилизации создали материальные предпосылки, на которые она опиралась. Шумер оставил в наследство после себя письменность, монументальные сооружения, идею справедливости и права и корни великой религиозной традиции. Это было значительное достижение, и оно содержало семена большого будущего.
Целью данной работы является исследование мифологии и общества Древнего Двуречья.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать государство Древнего Двуречья IV-III тысячелетия до н.э.
2. Рассмотреть социально-экономический, политический строй Шумеро-Аккадского царства.
3. Раскрыть понятие и сущность мифа.
4. Определить особенности героического эпоса Древнего Двуречья.
5. Изучить и дать оценку религиозным представлениям и мифологии населения Древней Месопотамии.
Объектом изучения для данной работы является общество Древнего Двуречья.
Предметом изучения для данной работы является религия и мифология Древнего Двуречья.
Степень изученности и источниковая база
Мифология и общество Древнего Двуречья достаточно изучены в отечественной и зарубежной историографии. Каждый из историков, описывающих события IV-III тысячелетия до н.э., имеет свои взгляды. Среди всех работ можно выделить труды отечественных историков (Илловайский2, В.В. Емельянов3 и В.И. Гуляев)4 и труды зарубежных (Н. Крамер5, Л.Лео Оппенхейм6, И.Н. Рассоха7 и Дж.М.Робертс8). В журнале "Вестник Древней истории" статья Корниенко Т.В. "Культовое строительство Южной Месопотамии в убедийский период"9 помогает нам представить облик городов древнейшей цивилизации,
Если рассматривать труды В.В. Емельянова, В.И. Гуляева и Н.Крамера, то можно отметить, что их очень многое объединяет. Они проводят обширное, подробное исследование всей истории древнейшей цивилизации. В их работах уделяется в равной степени как социально-экономической и политической жизни общества Месопотамии, так и религии Древнего Двуречья. Так же в своих трудах В.В. Емельянов, В.И. Гуляев и Н. Крамер проводят хороший анализ некоторых мифов погибшей цивилизации, и это является их отличительной чертой.
Л.Лео Оппенхейм в своей работе "Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации" анализирует социальную структуру, политическую и религиозную жизнь Месопотамии. Большое внимание уделяет религиозным обрядам, предсказаниям и т. д. Также Л. Лео Оппенхейм немалый интерес проявляет к изучению роли письменности в Древнем Двуречье. Историк пишет доступным языком, но иногда использует латинские названия.
Илловайский создал обширный портрет цивилизации Древней Месопотамии. Акцент делает на периодизацию истории древнейшей цивилизации.
В книге Дж.М. Робертса "Доисторическое время и первые цивилизации" внимание на вопросы о мифологии и обществе Древнего Двуречья обращено лишь обзорно. Этот труд отличается конкретностью и обширностью рассматриваемых событий того времени.
В труде И.Н. Рассохи "Языческие религии и мифы народов мира" не разбирается социально-экономическая и политическая и политическая жизнь населения Месопотамии, но отображена религия, мифология Древнего Двуречья, гадания и т. д. Для этой работы характерна конкретность и краткость.
Журналист и исследователь Корниенко Т.В. В своей статье очень обширно и подробно описывает структуру строений того времени. Прочитав эту статью, можно красочно и точно представить себе город Древнего Двуречья с его домами, храмами, царскими гробницами и т.д. особое внимание он уделяет строительству и устройству храмов.
Во время написания данной работы использовались разнообразные труды историков, писавших в разное время, что и наложило свой отпечаток на совершенно разное отношение авторов к рассматриваемым вопросам. Историки пользовались разными источниками. Поэтому сделанные ими выводы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Каждый имеет своеобразную точку зрения, и иногда они отличаются одна от другой.
Все работы историков, использованные для написания данной курсовой работы, можно разделить на две группы: общие и специальные. К общим относятся работы, в которых историки рассматривают значительный промежуток времени и не уделяют особое внимание какому-то отдельному вопросу. К специальным трудам относятся работы, в которых подробно рассматриваются конкретные вопросы.
Источниковая база для данной работы представлена в работах В.В. Емельянова, В.И. Гуляева и Н. Крамера, в которых историки анализируют и приводят, цитаты из некоторых мифов Древнего Двуречья, в хрестоматии под ред. В.И. Кузищина, в которой даётся перевод законов Ур-Намму и шумерских частноправовых документов, а так же важным источником является Ветхий Завет, цитаты из которого так же представлены у В. И. Гуляева.
Для выполнения данной работы использовались источники по мифологии Древнего Двуречья, так как в них можно изучить как религиозную, так и социально-политическую жизнь общества Месопотамии. Но различного рода документы не менее важны. Потому как в них можно быть больше уверенными, что они отображают факты, нежели мифология погибшей цивилизации.
Интерес к Шумеро-Аккадской цивилизации не угасает на протяжении уже многих веков. Их мифы переведены на сотни языков мира. Мифические герои вызывают в нас различные чувства. В то же время мифы помогают нам судить о событиях и обществе того периода.
Три замечательных историка В.В. Емельянов, В.И. Гуляев и Н. Крамер в своих трудах подробно и понятно проанализировали некоторые из мифов Древнего Двуречья, дали оценку тем или иным событиям, описанных в месопотамской мифологии.
Документы, представленные В.И. Кузищиным, были переведены с позднешумерского языка и представлены в хрестоматии. Законы Ур-Намму дают нам сведения о том, что уже в древней цивилизации существовали наказания за различного рода преступления. Шумерские частноправовые документы повествуют о некоторых исторических событиях.
Оглавление
- Введение- Государство Древнего Двуречья IV-III тысячелетия до н.э
- Образование номовых государств
- Социально-экономический, политический строй Шумеро-Аккадского царства Глава II. Роль мифологии и героического эпоса в цивилизации Древней Месопотамии
- Понятие и сущность шумерского мифа
- Особенности героического эпоса Древнего Двуречья
- Религиозные представления и мифология населения Древней Месопотамии Заключение
- Список источников и литературы
Заключение
Самым наглядным примером возникновения того, что уже можно было считать первыми зачатками цивилизации, является Древнее Двуречье, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата. "В эпоху неолита этот край Плодородного полумесяца был густо усеян селениями земледельцев" Дж. М. Робертс "Доисторическое время и первые цивилизации", с. 76.Список литературы
Источники1. Миф "Энума элиш"// В.И. Гуляев "Шумер. Вавилон. Ассирия",М.:Алетейа,2004.
2. "Эпос о Гильгамеше"// Н. Крамер "История начинается в Шумере" (пер. с англ.),М.: Наука,1991.
3. Законы Ур-Намму// "История Древнего Востока: тексты и документы" под ред. В.И. Кузищина, М.: Высшая школа,2002.
4. Шумерские частноправовые документы//"История Древнего Востока: тексты и документы" под ред. В.И. Кузищина, М.: Высшая школа,2002.
5. Миф "Энки и Нинхурсаг"//В.И. Гуляев "Шумер. Вавилон. Ассирия", М.:Алетейа,2004.
6. "Эпос о Гильгамеше"// Робертс "Доисторическое время и первые цивилизации", Т.1. М.:БМН АО, 1998.
7. Миф о потопе// В.И. Гуляев "Шумер. Вавилон. Ассирия", М.:Алетейа,2004.
8. Библия// В. И. Гуляев "Шумер. Вавилон. Ассирия", М.:Алетейа,2004.
Литература
1. В.И. Гуляев "Шумер. Вавилон. Ассирия", М.:Алетейа,2004.
2. Дж.М. Робертс "Доисторическое время и первые цивилизации", Т.1. М.:БМН АО, 1998.
3. Н. Крамер "История начинается в Шумере" (пер. с англ.),М.: Наука,1991.
4. И.А. Ладынин и др. "История древнего мира: Восток. Греция. Рим", М: ФО "Слово"; Эксмо, 2004.
5. Рассоха И.Н. "Языческие религии и мифы народов мира", Харьков: Торанг, 2002.
6. Емельянов В.В. "Древний Шумер: Очерки культуры", СПБ: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2003.
7. Арский Ф.Н. "В стране мифов", М.: Мол. Гвардия, 1968.
8. Белицкий М. "Забытый Шумер" (пер. с польского), М.: Наука, 1980.
9. Вейнберг "Человек в культуре древнего Ближнего Востока", М.: Наука, 1986.
10. "Древние цивилизации" Аверинцев С.С., Алексеев В.П., Ардзимба В. Т. и др.: под общ.ред. Г. М. Бонгард-Левина, М.: Мысль, 1989.
11. Заблоцкая Ю. "История Ближнего Востока в древности", М.: Наука,1989.
12. "История Древнего мира" под ред. И.М. Дьяконова и др., М.: Наука, 1989.
13. И.М. Дьяконов "Общественный строй и государство Древнего Двуречья", М.: Наука, 1989.
14. "История Древнего мира. Древний Восток. Египет. Шумер. Вавилон. Западная Азия. А.М. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек, Минск: Харвест,199.
15. Матвеев К.П., Сазонов А.А. " Земля Древнего Двуречья. История, мифы, легенды, находки и открытия", М.: Молодая гвардия, 1986.
16. Меллерт Дж. "Древнейшие цивилизации Ближнего Востока" (пер. с анг.), М.: Наука, I, 1982.
17. Л.Лео Оппенхейм "Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации", М.: Наука, 1990.
18. "История Востока" в 6 т.; т. 1: Восток в древности, М.: Восточная литература, 2002.
19. Илловайский "Древняя история", М.: Наука,1998.
20. Корниенко Т. В. "Культовое строительство Южной Месопотамии в убедийский период"// "Вестник Древней истории" 2006,№2.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год